Когда в начале 2000-х на «Фанагории» встал вопрос о выделении своего винограда для линейки сухих вин, в которых бы прослеживались особенности местного терруара, руководству компании пришлось решать одновременно несколько разноплановых задач.
Во-первых, необходимо было сломать старую советскую практику, когда виноделу приходилось делать вино из того, что ему на винодельню привез виноградарь, а сбытовику, соответственно, продавать то, что приготовил винодел (в то время как во всем мире цепочка эта действует с точностью до наоборот: маркетинг и сбыт рассказывают виноделу, какой нынче спрос и тренд на рынке; винодел сопоставляет с этим свои возможности и идет к виноградарю, говоря тому, какой виноград ему нужен, чтобы соответствовать требованиям рынка). На «Фанагории» одними из первых в стране поняли, что время маловыразительных крепленых вин проходит, и что даже казавшиеся тогда незыблемыми позиции полусладких вин будут ослабевать в пользу вин сухих, сделанных из местного винограда.
Во-вторых, перед компанией встала необходимость объединить эти новые вина, которые будут иметь свое, фанагорийское лицо, под единой линейкой, дать им обобщающее название и построить на нем свой бренд.
Таким названием было выбрано словосочетание «Номерной резерв». Термин резерв в разных странах применительно к вину может иметь разные значения, но везде он обозначает качественное вино. Словари винодельческой терминологии поясняют, что вина класса «Резерв» готовят с участков виноградников, где лучшие грозди специально отбираются (резервируются) еще на этапе созревания. Дальнейший контроль осуществляется на всех этапах производства – как на винограднике, так и в винохранилище. В качестве первого шага, отбор виноматериала для данной серии проходил в емкостном хозяйстве: винодел подбирал виноматериал, наиболее соответствующий требованиям, предъявляемым к коллекции. Изначально в коллекцию «Номерной резерв» вошли вина первого урожая чистосортного безвирусного винограда (так тогда писали), саженцы которого за несколько лет до того были приобретены во французском питомнике Bruno Arrivé.
Понятие же номерной означало то, что количество этого самого специально зарезервированного винограда и, соответственно, вина ограничено и пронумеровано. Поэтому изначально предполагалось нумеровать этикетку каждого наименования вина данной серии типографским способом так, чтобы каждая бутылка имела свою уникальную серию и порядковый №. Однако оказалось, что такая нумерация сильно удорожает конечную себестоимость вина, и пришлось довольствоваться одинаковым числом, проставляемым на этикетки одной партии (лота) вина, что позволяло отследить историю происхождения данной бутылки.
Примечательно, что на столь быстро меняющимся российском рынке вина, коллекция «Номерной резерв» успешно «живет» уже 15 лет (известна точная дата запуска коллекции: 18 апреля 2001 г.). Естественно, за это время ее внешний вид претерпел несколько обновлений.
Тогда же возникла задача перевести название на английский. Во-первых, потому что появились первые робкие попытки выхода на зарубежные рынки – как единичного экспорта (первым и надолго единственным примером стала Япония, куда фанагорийские вина отправились морем из Новороссийска с двумя перегрузками, что отнюдь не способствовало улучшению органолептики вина), так и представления кубанских вин на зарубежных дегустационных конкурсах. Перевести словосочетание «Номерной резерв», сохраняя его семантику (не всем ясную без объяснения и на русском языке) оказалось делом непростым; гораздо проще для иностранцев оказалось оперировать аббревиатурой NR, под которой оно и выступает за границей по сей день.
Выступая в нише недорогих вин для ежедневного потребления, вина коллекции «Номерной резерв» стали базовой линейкой фанагорийской продукции из собственного винограда. В своем ценовом сегменте они весьма привлекательны для потребителей, которые на протяжении всех лет существования линейки отмечают лучшее соотношение цены и качества. Несколько лет назад из коллекции «Номерной резерв» в отдельную серию «Номерной резерв 1957» (это год основания винзавода «Фанагория») были перенесены полусладкие и крепленые вина.
Таким образом, сейчас в линейку НР входят только молодые моносортовые сухие и полусухие вина, в которых ярко проявляются сортовые особенности с учетом фанагорийского терруара. Это гастрономичные, свежие, яркие, молодые, ароматные, легкие, питкие вина на каждый день.
Автор текста Владимир Пукиш. Фото Игоря и Ольги Улько.